Скан-тестер

Скан-Тестер ("SсanTesterAX") - программный модуль, поставляющийся с ПО, разрабатываемым компанией Мотор-Мастер.
Внимание! На данный момент данный модуль больше не обновляется, основная функциональность по сканеру и загрузчику перенесена в соответствующие приложения Мотор-Скан и Мотор-Лоадер. Модуль можно использоваться для корректировки одометров с применением адаптеров Scan Master USB и Test-Master.
 
Режим Сканера предназначен  для проведения диагностики систем управления двигателями с распределенным впрыском топлива, построенных на основе следующих контроллеров:
· Январь 5.1 - Rus83;
· Январь 5.1 - Euro2;
· BOSCH MP7.0 - Euro2;
· BOSCH MP7.0 - Euro3;
· Январь 7.2 - Euro 2;
· BOSCH 7.9.7 - Euro 2;
· BOSCH 7.9.7 - Euro 3;
· Микас 10.3 - Euro 2;
· Микас 11 - Euro 2;
· Микас 11-ET мех. дроссель;
· Микас 11-ET эл. дроссель;
· Микас 11-CR.
Модуль имеет следующие функциональные возможности:
· наблюдение за параметрами работы двигателя; 
· считывание диагностических кодов неисправностей и их статуса, сохраненных в памяти контроллера;
· очистка диагностических кодов из памяти контроллера;
· отображение идентификационных данных контроллера;
· управление исполнительными механизмами;
· регулировка коэффициента коррекции СО;
· сброс ЭБУ в режиме контроля параметров.
 
Главное меню предназначено для управления соединениями, вызова диалога настройки параметров программы, изменения масштаба отображения. Оно располагается в левом верхнем углу панели "Scan-Tester":

 



"Установить соединение"

При нажатии на эту кнопку программа пытается подключиться к ЭБУ с параметрами, заданными в настройках по умолчанию. Статус подключения отображается в диалоге "Подключение":

 



Подключение можно прервать, нажав "Cancel".

Настройки соединения можно изменить в меню "Настройки соединения".

"Разорвать соединение"

При нажатии происходит разрыв установленного соединения и освобождение задействованного для подключения порта.

"Настройки"

При нажатии отображается диалог "Настройки":

 



Доступные опции:

· "Использовать COM порт" - если опция выбрана, то подключение к ЭБУ будет осуществляться через выбранный в параметре "Номер COM порта" COM порт. Если нет - подключение будет осуществляться через "USB-Oscillograph";
· "Номер COM порта" - номер COM порта, использующегося для подключения к ЭБУ.

"Таблица"

При нажатии осуществляется переключение текущего вида отображения параметров на отображение в виде таблицы.



"График"


При нажатии осуществляется переключение текущего вида отображения к графическому.

"Изменение масштаба"

При нажатии соответствующей кнопки производится масштабирование отображаемых параметров.

 

 "Скан-Тестер" позволяет просматривать параметры работы двигателя с распределенным впрыском топлива.



Параметры могут отображаться в виде таблицы или графиков. Переключение вида отображения осуществляется кнопками "Таблица" и "График" в главном меню. По-умолчанию установлен табличный вид отображения.

Для отображения могут выбираться как отдельные параметры, так и их группы. Выбор осуществляется щелчком на соответствующем объекты в дереве "Группы параметров". Вывод доступных для отображения параметров осуществляется после подключения к ЭБУ и определения его типа.



Отображение параметров можно масштабировать, изменяя размер их экранного отображения с помощью кнопок "Изменение масштаба" в главном меню приложения.

Запуск и остановка съема параметров осуществляется с помощью кнопок "Старт" и "Стоп", перезагрузка ЭБУ - кнопки "Сброс":

Параметры могут отображаться в виде таблицы или графиков. Переключение вида отображения осуществляется кнопками "Таблица" и "График" в главном меню. По-умолчанию установлен табличный вид отображения.

 

Для отображения могут выбираться как отдельные параметры, так и их группы. Выбор осуществляется щелчком на соответствующем объекты в дереве "Группы параметров". Вывод доступных для отображения параметров осуществляется после подключения к ЭБУ и определения его типа.


Статус соединения и тип ЭБУ отображается на панели статуса внизу окна.

 

Отображение параметров можно масштабировать, изменяя размер их экранного отображения с помощью кнопок "Изменение масштаба" в главном меню приложения.

Увеличть область, на которую отображаются параметры можно свернув панель "Устройства" и "Выбор параметров", нажав на "Скрыть панель выбора параметров".
Панель устройства предназначена для управления исполнительными устройствами, поддерживаемыми подключенным ЭБУ. Эти параметры загружаются после подключения к ЭБУ и определения его типа. 
После подключение устройства не доступны для работы, пока не включена функция управления исполнительными устройствами. Для ее включения необходимо нажать на кнопку "Устройства":

 

 

 При включении работы с устройствами, программа считает их текущее состояние и предоставит пользователю возможность его изменения.
Для выключения работы с устройствами необходимо еще раз нажать на кнопку "Устройства", при этом программа автоматически вернет контроль всех задействованных устройств ЭБУ.


Управление исполнительными устройствами разделено на несколько типов, в зависимости от предоставляемых ими функциональных возможностей:

· кнопки "On" и "Off" - соотв., включено и выключено;
· трек-бар - установка точного значения параметра;
· поле ввода и кнопка "Save" - сохранение значения параметра в памяти ЭБУ.

 

 

Скан-Тестер позволяет считывать идентификационную информацию из ЭБУ двигателем, а также информацию об ошибках.

Для получения инфрмации об ЭБУ необходимо переключиться на панель "Сведения об ЭБУ" и нажать на кнопку "Считать". После завершения получения эти сведения будут занесены в таблицу "Данные об ЭБУ":

 

 

 Для получения диагностических кодов необходимо переключиться на панель "Сведения об ЭБУ" и нажать на кнопку "Считать". После завершения получения эти сведения будут занесены в таблицу "Ошибки ЭБУ". Стереть все коды ошибок из памяти ЭБУ можно нажав кнопку "Очистить":

 

 
Режим Загрузчика.
Скан-Тестер может использоваться в качестве программатора ЭБУ с автоматическим входом в режим программирования. Данные функции реализуются средствами USB-Oscillograph DiSco и адаптера Scan-Master (старая аппаратная реализация) с соответствующими фишками или с использованием адаптера Scan Master USB ( на данный момент больше не производится).
Т.о. для программирования ЭБУ нет необходимости в обязательно использовать компьютер с COM-портом, достаточно одного разъема USB и источника питания на 12 вольт.
Поддерживаются ЭБУ следующих типов: 
 
            · Январь 5.1 (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM), чтение/запись двухрежимных прошивок, удаление                     иммобилайзера;
  • · VS 5.1 (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM), чтение/запись двухрежимных прошивок, удаление иммобилайзера;

    · MP7.0 (чтение калибровок (FLASH); запись калибровок (FLASH); запись full-FLASH);

    · Январь 7.2 (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM), чтение/запись двухрежимных прошивок, удаление иммобилайзера;

    · Январь 7.2+ (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM);

    · BOSCH 7.9.7 (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM);

    · BOSCH 7.9.7+ (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM);

    · BOSCH 7.9.7 (+) - без доработки (запись FLASH);

    · Микас-11 (M11 / M11-CR / M11-ET) (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM);

    · Mикас-7.1/7.2 (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM), чтение/запись двухрежимных прошивок, удаление    иммобилайзера;

    · M7.3 Ителма (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM);

    · M7.3 Автэл (Axxx, A373) (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM);

    · Микас М10.3 (М113/M114) (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM);

    · M74 (чтение FLASH, EEPROM; запись FLASH, EEPROM);

    · MR140 (чтение FLASH; запись FLASH). 
    · ME17.9.7 (чтение FLASH; запись FLASH, чтение EEPROM, запись EEPROM).




     

    Для программирования ЭБУ необходимо переключиться на панель "Программатор ЭБУ".
    На панели "Операции" находятся кнопки управления программированием ЭБУ:

    · Подключиться - установить связь с ЭБУ, получить текущую версию прошивки;

    · Отключиться - разорвать связь с ЭБУ;

    · Считать FLASH - считать содержимое FLASH-памяти ЭБУ в файл;

    · Записать FLASH - записать содержимое FLASH-памяти ЭБУ из файла;

    · Считать EEPROM - считать содержимое EEPROM-памяти ЭБУ в файл;

    · Записать EEPROM - записать содержимое EEPROM-памяти ЭБУ из файла.

     

    На панели "Статус выполнения" содержится информация о статусе выполнения текущей операции и вспомогательные кнопки управления:

    · Файл данных - полный путь к файлу, с которым производится текущая операция;

    · Строка состояния - текущее состояние;

    · Прогресс выполнения - прогресс выполнения текущей операции;

    · Лог - список произведенных операций, с нем также содержится информация о текущем статусе выполнения и об ошибках, возникших в процессе программирования;

    · AutoLoader - включение функции автоматической загрузки: в случае возникновения ошибок Скан-Тестер автоматически выполнит все необходимые операции для успешного завершения текущей задачи;

    · Прервать - кнопка экстренного завершения текущей операции.

    Общие шаги программирования ЭБУ:

    · из списка доступных ЭБУ выбрать тот тип, с которым будет вестись дальнейшая работа;

    · убедиться в том, что опция "Использовать COM порт" в настройках соединения отключена;

    · подключить адаптер Scan-Master к Bus-B USB-Oscillograph DiSco;

    · подключить к выходу адаптера Scan-Master соответствующий кабель ;

    · подключить разъем кабеля к ЭБУ;

    · подать питание +12В на выводы питания шнура;

    · нажать на кнопку "Подключиться" - в строке статуса отобразиться ход подключения;

    · после завершения подключения можно начинать работать со всеми доступными опциями для конкретного типа ЭБУ;

    · для отключения ЭБУ после завершения работы необходимо нажать на кнопку "Отключиться".

     

    Подробное описание всех поддерживаемых ЭБУ и их необходимая доработка встроено в приложение Скан-мастер, вкладка Программатор ЭБУ.

     

    Режим корректировки одометров и программирования м/с EEPROM.

Дополнительной возможностью приложения Скан-тестер является корректировка одометров и работа с EEPROM. Поддерживаются следующие типы одометров:

· АвтоВАЗ:

· VDO (21230-3801010-00); 

· VDO 1 дисплей (2110-3801010-00); 

· VDO 93S56 (11180-3801010-00 (-10)); 

· VDO 21230 93S56 (21230-3801010-00); 

· АвтоПрибор 1118-01 (1118-3801010-01); 

· АвтоПрибор 1118-01 EEPROM (АП 1118-01 EEPROM) (1118-3801010-01) 

· АвтоПрибор 14pin (АП 14pin); 

· АвтоПрибор 14pin 00 (АП 14pin 00) ; 

· АвтоПрибор 16pin (2115-3801010-05); 

· СчетМаш 2 дисплея (2115-3801010-03); 

· СчетМаш 2115-03;  

· СчетМаш 1118-12; 

· СчетМаш 2110-05 (СчМ 2110-05). 

 

· ГАЗ: 

  АвтоПрибор 385.3801 (АП 385.3801); 

 

· УАЗ: 

   АвтоПрибор 596(1).3801 (АП 596(1).3801). 

 

 

 

Поддерживаемые типы EEPROM:

 

· 24Cxx - программирование по интерфейсу I2C; 

 

· 25Cxxx - программирование по интерфейсу SPI; 

 

· 93Cxx - программирование по интерфейсу Microwire. 

 

 

При программировании с помощью Scan Master USB и адаптера Test-Master используется соответствующий кабель и переходники питания:

http://www.motor-master.ru/component/jshopping/product/view/11/65?Itemid=0

 

Для питания одометра при программировании используется внешний источник питания. Напряжение источника питания выбирается из интервала, поддерживаемого конкретным типом одометра, если это не оговорено в рекомендациях по  программированию конкретного типа одометра. Оно обычно находится в пределах 11,0 - 13,4в, ток испочника питания - не менее 0,5А. 

Существуют несколько вариантов установки пробега в одометрах. Это обусловлено различными функциональными возможностями самих одометров: некоторые из них не поддерживают возможность перепрограммирования, другие - только при демонтаже микросхемы памяти, хранящей данные о пробеге. Скан-Тестер поддерживает все основные виды изменения пробега:
· программирование через интерфейс производителя;
· программирование микросхемы памяти, содержащей информацию о пробеге;
· подмотка.

Наиболее быстрый из них - программирование через интерфейс производителя Но, к сожалению, не все типы одометров его поддерживают. Для каждого типа одометра в Скан-Тестер выбирается тот вариант изменения пробега, который является наименее трудоемким и наиболее быстрым по скорости достижения результатов и их качеству. Также предпочтение отдается вариантам, при которых для изменения пробега нет необходимости нарушать пломбировку одометра.

На текущий момент  приложение Скан-тестер  поддерживаются следующие одометры:

Заводская маркировка

21230-380101-00 

Внешний вид панели VDO:

Заводская маркировка

11180-3801010-00 

Внешний вид панели VDO 93S56:

 

Заводская маркировка

1118-3801010-01 

Внешний вид панели АвтоПрибор 1118-01 (АП 1118-01):

 

Другие фото и информация по подключению ко всем поддерживаемым панелям имеется во встроенной справки приложения Скан-тестер.

 

Для программирования EEPROM необходимо переключиться на панель "Одометры":

 

  

На этой панели в разделе EEPROM доступны следующие опции:

· Тип EEPROM - I2C, SPI, Microwire;

· Марка EEPROM - предустановки для EEPROM соответствующего типа;

· Настройки I2C - настройки специфичные только для EEPROM с интерфейсом I2C;

· Общие Настройки - настройки применяемые для всех типов EEPROM;

 

Для работы с данными используются:

· панель данных - данные, записываемые или считанные из EEPROM в шестнадцатеричном виде;

· кнопка "Открыть" - открывает диалог выбора исходного файла. Поддерживается только бинарный формат данных;

· кнопка "Сохранить" - открывает диалог сохранения данных в бинарный формат;

 

Для операций чтения/записи применяются:

· Стартовый адрес - начальный адрес в шестнадцатеричном формате, с которого будет осуществляться чтение/запись данных;

· Длина данных - количество данных в десятичном формате, которые будут считаны/записаны начиная с "Начального адреса".

 

Общая схема программирования EEPROM

1. подключить EEPROM, согласно информации из соответствующего хелп-топика;

2. выбрать "Тип EEPROM";

3. выбрать предустановку "Марка EEPROM" или установить настройки обмена самостоятельно;

4. открыть файл с данными - "Длина данных" установится автоматически равной размеру данных в открытом файле;

5. при необходимости отредактировать данные;

6. установить "Стартовый адрес";

7. установить "Длину данных";

8. осуществить операцию чтения/записи;

9. при необходимости сохранить полученные данные.


Для программирования ЕЕПРОМ при помощи нового адаптера Скан Мастер USB используется тот же кабель, что и для корректировки одометров:

 

Применение  адаптера Scan Master USB и Test-Master  для  диагностики по k-line. 

 

 

 

Для работы со встроенным сканером и с другими диагностическими программами через виртуальный СОМ порт в продаже предлагается универсальный диагностический кабель:


 

Внешний вид универсального кабеля OBD-II


Схема универсального кабеля OBD-II 
Внимание! Scan Master USB  и Test-Master не имеет аппаратной поддержки CAN шины, данный кабель можно использовать только с ЭБУ без СAN.

Использование Scan-Master USB и Test-Master  в качестве адаптера для корректировки одометров по интерфейсу I2C, SPI и Microwire.

Внешний вид кабеля.

 

Схема подключения

 

Внешний вид универсального кабеля для программирования EEPROM

 

 

Внешний вид 13-контактного переходника для программирования одометров ГАЗ/УАЗ

 

 

Распиновка разъемов одометров ВАЗ/ГАЗ/УАЗ

 

 

 

 

Использование Scan-Master USB  в  качестве адаптера для программирования ЭБУ.

Внимание! Адаптер Test-Master режим загрузчика не поддерживает.

 

 

Внешний вид универсального кабеля с разъемами 55пин, 81 пин и М74К.

 

Схема универсального кабеля с разъемами 55пин, 81 пин и М74К

Внешний вид универсального кабеля М74(CAN)

Внимание! Scan Master USB не имеет аппаратной поддержки CAN шины, данный кабель можно использовать только с ЭБУ М74 (не CAN).

 

 Схема универсального кабеля М74(CAN).